сделать стартовой    в избранное
<?=SITE_NAME?>

Главная / Новости в Украине /



Гриценко: О проблемах армии нужно криком кричать

Гриценко: О проблемах армии нужно криком кричать

понедельник, 04 февраля 2013 14:32:53

Недавно министр обороны Павел Лебедев заявил, что уже в текущем году будет приостановлен призыв на срочную военную службу. «Украинское войско претерпевает коренные изменения. Будет пересмотрена структура и система управления Вооруженными силами и улучшена система подготовки специалистов, приостановлен призыв на срочную военную службу с одновременным переходом к комплектованию армии исключительно по контракту, как это сделано сегодня в ведущих странах мира», — отметил в частности глава Минобороны.

Глава оборонного ведомства также пообещал модернизацию армии новыми образцами вооружения и военной техники, интенсификацию боевой подготовки, повышение выучки личного состава и обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

Стоит отметить, что высокопоставленные чиновники на протяжении последних лет называют разные сроки окончательного перехода армии исключительно на контрактную основу. Например, во время президентской избирательной кампании кандидат Виктор Янукович заверял украинцев в том, что в случае его победы профессиональная армия появится уже в 2011-м. Весной прошлого года начальник Генштаба Вооруженных сил Владимир Замана заявлял, что в 2014-м армия полностью перейдет на контрактную основу. А вот предшественник действующего министра обороны, экс-руководитель МОУ Дмитрий Саламатин уверял, что на контракт армии удастся перейти не раньше 2017-го.

О перспективах перехода на контрактный способ комплектования армии, очевидных и завуалированных препятствиях на этом пути «Обозревателю» рассказал экс-министр обороны Украины, бывший председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат («Батьківщина») Анатолий Гриценко.

Действующий министр обороны заявляет о том, что в текущем году будет приостановлен срочный призыв в армейские ряды. Насколько Украина сегодня готова к переходу на контрактную армию, прежде организационно?

— Если давать общую оценку, то я считаю это заявление министра поспешным и по своей сути оно не будет реализовано. Говорить о том, что в течение года можно перевести Вооруженные силы в их нынешнем состоянии на контрактный принцип комплектования — это авантюра.

Почему авантюра, аргументируйте.

— Мы в 2005—2006 году согласно указу президента провели эксперимент по переводу ВСУ на контрактный принцип комплектования. В ходе этого эксперимента были укомплектованы контрактниками три бригады — по одной бригаде в каждом виде Вооруженных сил (в сухопутных войсках, военно-морских и воздушных силах).

По итогам эксперимента были сделаны четкие выводы о том, что нужно сделать для того, чтобы переход на контракт был успешным. Этих выводов и, соответственно задач, есть четыре.

Первое — необходимо обеспечить высокий темп боевой подготовки. Почему это важно? Чтобы контрактнику было интересно, чтобы он не сидел в классе и не подметал плац, а работал на полигоне и реализовал себя как профессионал.

Вторая задача — обеспечить контрактника служебным жильем. Чтобы он после полигона возвращался и располагал общежитием, а не тратил две трети своего денежного обеспечения на съемное жилье, теряя таким образом мотивацию для создания семьи и вообще своего развития как человека.

Третья задача — денежное обеспечение контрактника должно быть как минимум на 10% выше средней зарплаты по стране. Только тогда в армию пойдут умные, сильные физически, способные люди, а не те, кто по различным причинам не вписался вообще в гражданскую жизнь и не имеет никакого рабочего места.

Четвертая задача, которую нужно решить, — обеспечить контрактника привлекательным социальным пакетом.

Что именно должно входить в этот соцпакет?

— Возможность получить высшее образование во время прохождения службы, медицинское страхование и обеспечение, отдых и так далее.

Реально ли выполнить указанные вами четыре задачи в течение года-полутора, как это анонсирует министр обороны?

— Нет, невозможно. Максимум, что можно сделать — реализовать четвертую задачу, потому что в структуре Министерства обороны есть высшие учебные заведения и там действительно есть возможность получить образование. Также есть определенный уровень медицинского обеспечения. А все остальное отсутствует. Нет техники, средств на боевую подготовку, строительства служебного жилья и такого денежного обеспечения, которое бы держало людей в армии.

Пункт о переходе на контрактную армию есть в программах не всех ведущих политических сил страны. Почему же тогда при таком большом декларативном желании ничего не меняется?

— Несколько позиций. Я сейчас нахожусь в составе фракции «Батьківщина». Вы говорите, что во всех программах присутствует пункт о переходе на контрактную армию. Это неправда. В программе «Батьківщины» на выборах 2012 года такого пункта не значилось, можете проверить это на сайте партии. Подобные обещания звучали во время президентской избирательной кампании в 2010-м, в том числе из уст Юлии Тимошенко. Я тогда публично говорил, что это невозможно.  

В свою очередь президент Янукович пообещал с 2011 года перевод армии на контракт. И тогда я также сказал, что это абсолютно нереальная задача. Поэтому моя позиция в этом вопросе является последовательной.

Хорошо, а какие сроки окончательного перехода на контрактную армию, на ваш взгляд, являются реальными?

— Когда в 2004 году Виктор Ющенко шел на президентские выборы (а я тогда работал в его штабе), я записал, а он поддержал программный пункт о переводе армии на контрактную основу до 2010 года. Это тогда было абсолютно реалистично, и я обеспечил бы это. Но, как вы знаете, я был министром обороны только до 2007-го.

Тогда это действительно было реально, мы шаг за шагом двигались к цели. Строили служебное жилье нового качества. Кстати, оно без преувеличения было такого качества, которого нет в армиях Польши, Словакии и многих других стран.

Темп боевой подготовки тогда был намного выше, она была интересной. Решался вопрос денежного обеспечения. Вы помните, я тогда поставил условие, что если этого не будет сделано, я уйду с должности министра, а если будет — обрею свою бороду. В конце концов пришлось побрить бороду, поскольку в апреле 2007 года правительство приняло соответствующее решение, которое я внес.

Сколько сейчас нужно финансов для перевода армии на контракт?

— Мне трудно сказать, потому что бюджет Вооруженных сил на текущий год не впервые за все последние годы, даже в абсолютном выражении, меньше, чем был в предыдущем году. Если раньше каждый год добавляли, то сейчас наоборот — снизили. Поэтому сейчас никаких финансовых предпосылок ни для увеличения денежного обеспечения, ни для закупки новой техники, ни для повышения боевой подготовки, ни для строительства служебного жилья не существует. А общеэкономическая ситуация, которая отражена в бюджете, показывает, что серьезных увеличений оборонного бюджета не предусматривается. Вот почему заявление о переходе на контрактную основу является авантюрой. Даже если предположить, что министр искренне хотел это сделать, он связан по рукам и ногам, ведь сегодня нет никаких финансовых возможностей для этого.

Не нужно быть специалистом, чтобы понимать элементарное: армия, оборона — это одна из фундаментальных основ государственности. Что сегодня собой (количественно, качественно, технически) представляет украинская оборона и какой она должна быть в идеале?

— Вы — гражданский человек и совершенно правильно говорите о том, что армия является важным государственным институтом и проблема обороноспособности должна быть задачей для всей страны, а не только Генерального штаба или министра обороны.

Первую скрипку здесь должен играть президент — Верховный главнокомандующий Вооруженных сил Украины. Но Виктор Янукович не знает, или ему не доложили, что он Верховный главнокомандующий именно ВСУ. Ведь он сегодня больше внимания уделяет развитию СБУ, внутренних войск, прокуратуры, судов, налоговой милиции. То есть получается, что он главнокомандующий СБУ, прокуратуры и милиции, а Вооруженные силы для него приоритет номер сто. Президент и правительство не занимаются армией, они не знают ее. Я говорю об этом не эмоционально и могу подтвердить сказанное конкретными фактами.

За почти три года правления Виктора Януковича и его правительства не разработано ни одного программного документа, который бы определял параметры и требования к развитию армии даже на один год. Такого документа не существует в природе!

В истории Украины такого еще не было, чтобы армия не знала, куда она движется, потому что в этих условиях перспективы и направления развития армии определяет (вы будете удивлены) министр финансов. Сколько министр финансов даст денег, столько и будут планировать выделить на оборонную сферу. Это кардинально неправильно.

Тем более неправильно после объявления внеблокового статуса, потому что после этого начали говорить о сокращении армии, а нужно делать наоборот. Если мы отказались от союзников, от движения в направлении НАТО, значит, мы возлагаем задачи обороны исключительно на собственную армию и экономику. Это означает, что мы должны увеличивать финансирование, численность армии, а также поток техники в армию. Сегодня же наоборот говорят о каких-то очередных прожектах по сокращению. Это непрофессионально и безответственно. Таким образом, армию у нас уничтожат полностью.

И сколько еще двигаться до предела, то есть на каком этапе пути к пропасти мы находимся?

— Все на самом деле определяется в сравнении. Я знаю эту сферу профессионально. И как экс-министр, и как бывший глава профильного комитета, и как офицер могу сказать, что в тот период (период, когда Гриценко занимал должность министра обороны. — Авт.) показатели боевой подготовки были в Украине выше, чем в России или Беларуси. То есть даже в сложных условиях можно добиваться положительного результата.

Относительно нынешнего положения дел… Сигнал публичной тревоги необходимо было включать раньше. Сейчас же о проблемах армии нужно просто криком кричать. Даже в 2010 году, как только Виктор Янукович стал президентом, я, возглавляя парламентский Комитет по нацбезопасности и обороне, письменно и неоднократно обращался к нему по поручению Комитета. В письмах говорилось о том, что ситуация в армии близка к катастрофе, офицерский корпус деморализован, и в нынешнем состоянии Вооруженные силы Украины не могут выполнять в полном объеме даже задачи мирного времени. О подготовке к локализации какого-то серьезного конфликта даже речь не идет.

Такие жесткие слова требовали определенных действий со стороны президента. Действий не было, интереса не было, все, как говорится, по барабану. Поэтому рассчитывать на то, что кто-то займется армией, если этим не занимается Верховный главнокомандующий ВСУ, нет никаких оснований.

Для меня очевидно, что серьезный прорыв в восстановлении вооруженных сил и обеспечении их дальнейшего развития (в том числе переход на контрактный принцип комплектования), возможны лишь после того, как на Банковой будет сидеть другой президент. Президент, понимающий важность армии по крайней мере так, как ее понимаете вы. Президент, который профессионально будет подходить к решению вопросов, связанных с армией, отводя для этого свое время как главы государства. Впрочем, это его прямая конституционная обязанность.

Может каким-то образом повлиять на ситуацию Верховная рада? По крайней мере, на законодательном уровне.

— Все что можно было сделать законодательно, Верховная рада сделала и если вносятся соответствующие законопроекты от правительства, ВР рассматривает их безотлагательно. Это первое.

Второе. В 2010 году, когда за одну ночь вернулись к старой Конституции, Виктор Янукович лишил Верховную раду влияния на кадровую политику. Если раньше ВР могла назначить или снять министра, то сейчас такого права уже нет — это исключительно полномочия президента. Заместители министра, генералитет — это тоже полномочия президента. Поэтому он, а не Верховная рада, имеет все рычаги влияния. ВР может вызвать министра, послушать, как мы слушали Еханурова и Ежеля, но это все только разговоры.

В прошлом году мы провели парламентские слушания по вопросу боеспособности Вооруженных сил и других силовых структур. По итогам слушаний примерно на десяти листах были изложены наши оценки и предложения о том, что и как нужно делать. Это было направлено в письменной форме президенту и правительству. Если вы сами не знаете, то вот вам профессиональный совет: берите, читайте, делайте. А этот документ, отмечу, готовили люди, которые армию знают профессионально и среди них — представители разных политических сил. Там был и министр обороны Гриценко, и министр обороны Кузьмук, и командующий Сухопутных войск Петрук, другие генералы и офицеры. Все эти люди дали совет, который намного сильнее профессионально по своей сути того, что сегодня может предложить Министерство обороны.

Что мы увидели в итоге? Нет никакого интереса и никакой реакции. Проблема на самом деле на Банковой, поэтому я лично до 2015 года ничего не ожидаю. Я хотел бы только, чтобы за это время «не вымыли» из офицерского корпуса тех лучших людей, которые помнят, что такое настоящая боевая подготовка или участвовали в миротворческих операциях и имеют определенный боевой опыт. Сохранение кадрового потенциала — это очень и очень важно.

А если сейчас даже дать деньги на армию, нет уверенности в том, что они будут эффективно использованы именно для реализации приоритетных задач. Почему? Потому что те прожекты, которые время от времени озвучиваются в Генеральном штабе и Министерстве обороны, не выдерживают никакой критики. Там, например, говорят о том, что воздушные силы, как вид Вооруженных сил, нам вообще не нужны. Словом, звучит немало глупых предложений, которые губительны для обороноспособности нашего государства. Вот какой уровень там остался… Это огромная проблема и она уже вышла на уровень серьезной угрозы национальной безопасности. Но повторяю: принять решение, то ли по программе развития, то ли относительно кадровых назначений, может только один человек. Имя этого человека не Гриценко и не ваше. Его фамилия Янукович Виктор Федорович.

var begun_auto_pad = 200004088; var begun_block_id = 200083370;

источник: Подробности

« назад

HTML код:
  • копировать HTML код
  • смотреть
    BB код (код для форумов):
  • копировать код для форумов
  • смотреть
  • Последние новости:

    Читать по теме:

    Права на сайт World & News © 2006
    Новости принадлежат их авторам.